Главная » Статьи » Мои статьи |
Педагогическое обоснование. Технологии производства и управления в различных областях, резкое повышение производительности труда в современных условиях не мыслимы без широкого внедрения и использования средств микропроцессорной и электронно-вычислительной техники. Решение этих задач предлагает не только техническое перевооружение сфер производственной и управленческой деятельности, но и подготовку специалистов различных профилей и уровней к пониманию возможностей современной микропроцессорной и электронно-вычислительной техники и овладению методами ее использования в своей научной или практической работе. Поэтому, общеобразовательные основы должны закладываться в школе. Исходя из опыта преподавания предмета «Информатика
…» составители учебников и учебных программ (Гейн А.Г., Кушнаренко А.Г.,
Горячев А.В. и другие авторы учебников и учебных программ) в структуре обучения
информатики в школе выделяют три основных этапа: I этап (I-VI кл.)
– начальный (или пропедевтический) курс; II этап (VII-IX кл.)
– базовый курс; III этап (X-XI кл.)
– профильный курс; а так же выделяют два основных направления обучения информатике. Первое – это обучение конкретным информационным технологиям, которое, по утверждению авторов, целесообразно вести в старших классах, а в начальном и среднем звене применять компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск газет, журналов и т. д.). Второе – изучение информатики как науки (т.е. так называемый безмашинный вариант обучения). Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями, и часто остаются незавершенными. Следовательно, целесообразно компьютерное обучение детей в начальной школе. Еще одним аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших и средних классов является принцип равноправного доступа к образованию, т.к. ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники и это не может быть уделом только старшеклассников. А что подразумевается под понятием компьютерная грамотность? В структуру содержания компьютерной грамотности входят: -
знания основных понятий информатики и вычислительной техники; -
представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; - знание принципиального устройства и функциональных возможностей
компьютера; -
знание современных операционных систем и владение их основными
командами; -
знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения,
владение их функциями; -
владение текстовым редактором (хотя бы одним); -
первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного
(характерного) назначения. Из этого определения компьютерной грамотности следует, что она (компьютерная грамотность) представляет собой средство достижения цели, а не саму цель, что позволяет внести необходимые уточнения в содержание образования, и в том числе, когда внимание уделяется принципам обработки информации и решению задач, и если же компьютерная деятельность ориентирована на поддержку других курсов обучения. Возможности для интегрирования компьютерного обучения и учебно-познавательной деятельности на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания, языкознания неограниченны. Следовательно, при обучении компьютерной грамотности, математики и т.д., при наличии необходимых ЭВМ, имеет смысл переходить на новые информационные технологии обучения, а именно компьютерной технологии. Компьютерная технология может осуществятся в трех вариантах: I – «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач) II – основная III – монотехнологическая (когда все обучение опирается на применение компьютера). Цели компьютерной технологии обучения: - формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; - подготовка личности «информационного общества»; - дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить; - формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальное решение. Концепция компьютерной технологии обучения: - обучение – это общение ребенка с ЭВМ; - диалоговый характер обучения; - управляемость; - взаимодействие ребенка с ЭВМ всех типов; - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; - поддержка у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; - неограниченное обучение. Особенности методики. Компьютерные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог (интерактивные способности), что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В I и II вариантах компьютерных технологий вопрос в соотношении компьютера и других технологий один из главных, т.к. ЭВМ может быть использован на всех этапах обучения и для ребенка он может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды. Компьютерная технология обучения, в том числе и обучение компьютерной грамотности, открывают совершенно новые варианты и возможности получения знаний по многим направлениям. И эта технология наиболее благоприятна при работе с одаренными детьми. Ну а каких детей считать одаренными? Как их распознать? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовать себя, стать максимально полезным обществу, людям? Одаренными детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере. В психологии принято считать, что одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достичь больший или меньший успех в выполнении той или иной деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. При обучении и воспитании одаренных детей мы должны преследовать цель гармоничного развития личности и создании благоприятной обогащенной среды для развития каждого ребенка. Главный акцент работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе должен быть сделан на более гибкий переход из класса в класс, ввести сквозное факультативные и специальные курсы на изучение школьных дисциплин по различным программам и технологиям обучения. Суммируя вышесказанное, одаренным детям необходим компьютерный курс обучения, учитывающий имеющиеся возможности ЭВМ, для изменения содержания обучения и воспитания, и достижения в реализации целей и задач, стоящих перед школой при выполнении социального заказа. Для одаренных (способных) детей предлагается следующий факультативный курс обучения их компьютерной грамотности, с использованием ЭВМ начиная с 4 класса начальной школы: «Основы информатики, программирования и ВТ», 4 – 9 классы. Основные направления курса: - обучение конкретным информационным технологиям (обучение компьютерной грамотности) - изучение информатики как науки. Цель этих направлений обучения, т.е. главная цель курса – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики для дальнейшего изучения одной или нескольких дисциплин (областей) науки и образования. Главная задача курса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой и информационными технологиями. Основная задача курса – развить умение проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка. Структура курса: - статическая картина объекта; - картина поведения объекта; - язык как объект моделирования; - информационная модель объекта. Материал изучается на протяжении всего курса концентрически и параллельно, что позволяет по мере изучения курса увеличивать объем и глубину знаний, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса. Тематическое планирование учебного материала тесно связано с программой
общеучебных мыслительных умений школьников. Это связано с тем, что при обучении
одаренных детей им необходимо передавать деятельные методы мышления,
обеспечивающие не только познание и исследование но и проектирование
нестандартных решений. Признание информатики в качестве основного содержания
образования (т.е. дальнейшее компьютерное обучение) выявляет один из главных
приоритетов повышения качества образования – целенаправленное формирование и
развитие у учащихся способов мышления и деятельности. Одним из наиболее
перспективных (перспективных для всего процесса обучения) направлений актуализации способов мышления
является фиксация в содержании образования системы общеучебных умений и в
частности учебно-интеллектуальные, которые являются сердцевиной
учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель программы общеучебных
мыслительных умений учащихся заключается в целостном представлении общеучебных
мыслительных умений, формируемых и развиваемых в границах различных учебных
дисциплин с 1 по 11 класс. Скачать программу можно на странице "Каталог файлов".
| |
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |