Главная » Статьи » Мои статьи

Программа 4 - 9 классов. Вариативный курс

Педагогическое обоснование.

 

         Технологии производства и управления в различных областях, резкое повышение производительности труда в современных условиях не мыслимы без широкого внедрения и использования средств микропроцессорной и электронно-вычислительной техники. Решение этих задач предлагает не только техническое перевооружение сфер производственной и управленческой деятельности, но и подготовку специалистов различных профилей и уровней к пониманию возможностей современной микропроцессорной и электронно-вычислительной техники и овладению методами ее использования в своей научной или практической работе. Поэтому, общеобразовательные основы должны закладываться в школе.

         Исходя из опыта преподавания предмета «Информатика …» составители учебников и учебных программ (Гейн А.Г., Кушнаренко А.Г., Горячев А.В. и другие авторы учебников и учебных программ) в структуре обучения информатики в школе выделяют три основных этапа:

I этап (I-VI кл.) – начальный (или пропедевтический) курс;

II этап (VII-IX кл.) – базовый курс;

III этап (X-XI кл.) – профильный курс;

а так же выделяют два основных направления обучения информатике. Первое – это обучение конкретным информационным технологиям, которое, по утверждению авторов, целесообразно вести в старших классах, а в начальном и среднем звене применять компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск газет, журналов и т. д.). Второе – изучение информатики как науки (т.е. так называемый безмашинный вариант обучения).

         Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями, и часто остаются незавершенными. Следовательно, целесообразно компьютерное обучение детей в начальной школе. Еще одним аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших и средних классов является принцип равноправного доступа к образованию, т.к. ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники и это не может быть уделом только старшеклассников.

         А что подразумевается под понятием компьютерная грамотность? В структуру содержания компьютерной грамотности входят:

-                     знания основных понятий информатики и вычислительной техники;

-                     представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

-              знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютера;

-                     знание современных операционных систем и владение их основными командами;

-                     знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения, владение их функциями;

-                     владение текстовым редактором (хотя бы одним);

-                     первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного (характерного) назначения.

       Из этого определения компьютерной грамотности следует, что она (компьютерная грамотность) представляет собой средство достижения цели, а не саму цель, что позволяет внести необходимые уточнения в содержание образования, и в том числе, когда внимание уделяется принципам обработки информации и решению задач, и если же компьютерная деятельность ориентирована на поддержку других курсов обучения. Возможности для интегрирования компьютерного обучения и учебно-познавательной деятельности на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания, языкознания неограниченны.

         Следовательно, при обучении компьютерной грамотности, математики и т.д., при наличии необходимых ЭВМ, имеет смысл переходить на новые информационные технологии обучения, а именно компьютерной технологии.

         Компьютерная технология может осуществятся в трех вариантах:

I – «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач)

II – основная

III – монотехнологическая (когда все обучение опирается на применение компьютера).

         Цели компьютерной технологии обучения:

-         формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

-         подготовка личности «информационного общества»;

-         дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;

-         формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальное решение.

Концепция компьютерной технологии обучения:

-         обучение – это общение ребенка с ЭВМ;

-         диалоговый характер обучения;

-         управляемость;

-         взаимодействие ребенка с ЭВМ всех типов;

-         оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

-         поддержка у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

-         неограниченное обучение.

Особенности методики.

Компьютерные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог (интерактивные способности), что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В I и II вариантах компьютерных технологий вопрос в соотношении компьютера и других технологий один из главных, т.к. ЭВМ может быть использован на всех этапах обучения и для ребенка он может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

         Компьютерная технология обучения, в том числе и обучение компьютерной грамотности, открывают совершенно новые варианты и возможности получения знаний по многим направлениям. И эта технология наиболее благоприятна при работе с одаренными детьми.

         Ну а каких детей считать одаренными? Как их распознать? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовать себя, стать максимально полезным обществу, людям?

         Одаренными детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере.

         В психологии принято считать, что одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достичь больший или меньший успех в выполнении той или иной деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности: способности, талант, гениальность.

         При обучении и воспитании одаренных детей мы должны преследовать цель гармоничного развития личности и создании благоприятной обогащенной среды для развития каждого ребенка.

         Главный акцент работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе должен быть сделан на более гибкий переход из класса в класс, ввести сквозное факультативные и специальные курсы на изучение школьных дисциплин по различным программам и технологиям обучения.

         Суммируя вышесказанное, одаренным детям необходим компьютерный курс обучения, учитывающий имеющиеся возможности ЭВМ, для изменения содержания обучения и воспитания, и достижения в реализации целей и задач, стоящих перед школой при выполнении социального заказа.

         Для одаренных (способных) детей предлагается следующий факультативный курс обучения их компьютерной грамотности, с использованием ЭВМ начиная с 4 класса начальной школы:

 «Основы информатики, программирования и ВТ»,

4 – 9 классы.

 

         Основные направления курса:

-         обучение конкретным информационным технологиям (обучение компьютерной грамотности)

-         изучение информатики как науки.

Цель этих направлений обучения, т.е. главная цель курса – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики для дальнейшего изучения одной или нескольких дисциплин (областей) науки и образования.

         Главная задача курса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой и информационными технологиями.

         Основная задача курса – развить умение проводить анализ действительности для построения         информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

         Структура курса:

-         статическая картина объекта;

-         картина поведения объекта;

-         язык как объект моделирования;

-         информационная модель объекта.

Материал изучается на протяжении всего курса концентрически и параллельно, что позволяет по мере изучения курса увеличивать объем и глубину знаний, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса. 

    Тематическое планирование учебного материала тесно связано с программой общеучебных мыслительных умений школьников. Это связано с тем, что при обучении одаренных детей им необходимо передавать деятельные методы мышления, обеспечивающие не только познание и исследование но и проектирование нестандартных решений. Признание информатики в качестве основного содержания образования (т.е. дальнейшее компьютерное обучение) выявляет один из главных приоритетов повышения качества образования – целенаправленное формирование и развитие у учащихся способов мышления и деятельности. Одним из наиболее перспективных (перспективных для всего процесса обучения)  направлений актуализации способов мышления является фиксация в содержании образования системы общеучебных умений и в частности учебно-интеллектуальные, которые являются сердцевиной учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель программы общеучебных мыслительных умений учащихся заключается в целостном представлении общеучебных мыслительных умений, формируемых и развиваемых в границах различных учебных дисциплин с 1 по 11 класс.
Скачать программу можно на странице "Каталог файлов".
Категория: Мои статьи | Добавил: скорпион (25.09.2012)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: